Одной их новейших технологий строительства из железобетона является его преднапряжение. Она предполагает соответствующее воздействие на несущую арматуру, которая передает его в дальнейшем бетону. По мнению специалистов, эта технология многократно более эффективна, чем традиционные техники строительства. Но назвать ее исключительно современной нельзя.
Во-первых, потому что технологией преднапряжения бетона пользовались в глубокой древности. Одним из ярких объектов, выстроенных с ее помощью и сохранившимся до наших дней, является древнеримский театр Колизей. Это кажется невероятным, но тысячи лет назад древние римляне знали об особенностях контакта бетона с арматурой. И о том, что определенное воздействие на нее обеспечивает повышение прочности железобетонной конструкции. В чем же заключается это воздействие?

Производство напряженного бетона осуществляется с целью повышения способности классического материала сопротивляться растягивающему напряжению. Достигается этот эффект несколькими способами, однако суть у каждого из них одна. Арматура, в качестве которой выступает металлическая проволока или более прочный металлический шнур, подвергается натяжению. В таком состоянии она пребывает в период, когда происходит заполнение формы железобетонной конструкции строительным раствором. После отвердения бетона напряжение снимают, что обеспечивает переход высвобожденной силы натяжения от стального элемента к бетонному. По сути, бетон оказывается сжатым, что формирует его уплотненную структуру.
В процессе эксплуатации такой материал демонстрирует более высокие показатели устойчивости к внешнему воздействию, чем обычный бетон. Он способен нивелировать воздействие растягивающего напряжения, которое компенсируется внутренним сжатием. Такой конструктив в меньшей степени подвержен прогибу, устойчив к возникновению трещин. Его преимуществом также является меньший вес за счет применения меньшего объема арматуры. При этом по степени прочности он не уступает традиционным конструкциям, и даже более предпочтителен для ряда сооружений. К таким относятся объекты с большими пролетами из железобетона, в том числе тоннели, мосты, здания.